Для детей с ОВЗ и детей инвалидов

Получение образования для детей-инвалидов, а также для деток с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим фактором их успешной социализации и общественной жизни. Получение профессии – это важный вопрос и один из самых эффективных способов самореализации, поэтому профориентация детей-инвалидов является важнейшей задачей государственной политики. Конечно же, профориентация лиц с ограниченными возможностями требует специальной разработки и имеет ряд своих особенностей, которые включают особые методы диагностики профессиональных склонностей, а также интересов человека, и принятие во внимание конкретных ограничений по состоянию здоровья.

Прежде чем заниматься профориентацией детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в первую очередь изучить специфику их заболеваний. Ведь самая большая сложность в ориентации на профессию среди лиц с ограниченными возможностями состоит неоднородности состава таких групп. Дети с нарушением слуха. Необходимо различать тугоухость и глухоту. Если в первом случае представляет собой стойкое понижение слуха различной степени, то глухота представляет собой самую резкую степень его поражения.

Дети с нарушением зрения. Профориентация детей инвалидов по зрению может проводиться как среди незрячих детей (острота зрения от нуля до 4%) и слабовидящих.

Нарушения речи. Нарушение речи может быть следствием психофизических отклонений различной степени и выраженности. При этом у таких детей нормальный слух, а также они имеют нормальное развитие в плане интеллекта. Именно этим детки с таким диагнозом отличаются от подростков с умственной отсталостью.

Нарушения опорно-двигательного аппарата. Самое распространенное нарушение – это ДЦП. Болезнь спинного мозга является вторичным нарушением ОДА. При этом дети с ОДА страдают нарушением темпа движений, координации.

Задержка психического развития. К ЗПР относят деток, у которых замедленное психическое развитие и относительно стойкая незрелость эмоциональной и волевой сферы. Умственная отсталость Подростки с умственной отсталостью, к сожалению, имеют необратимые нарушения развития в плане психики. Прежде всего, это нарушения интеллектуальные на фоне недостаточности ЦНС.

Аутизм. Он представляет собой особый вид среди нарушений психического развития. Суть заболевания в том, что ребенок теряет способность к развитию социальных навыков, а также средств коммуникации.

Основные задачи профориентации детей с ОВЗ
— Развитие трудовых навыков, а также трудовых качеств.
— Расширение граней самопознания.
— Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки.
— Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.
Последний пункт для детей с ОВЗ имеет несколько другое значение, нежели для здорового человека. Труд для ребенка с физическими ограничениями заключается как в производительной сфере, так и в бытовой. То есть, это бытовой труд, самообслуживание, спорт и другие важные виды труда, которые представляют для детей с ОВЗ некоторые трудности. И чтобы такой ребенок смог себя нормально чувствовать в обществе, в первую очередь у него должен быть сформировано положительное отношение на труд в любых его формах и проявлениях.

Информация взята из: http://workking.ru/proforientatsiya/notes/invalidov.html